DOI: https://doi.org/10.54944/kzbkx783tv94

УДК 069.5:730 + 73.026


Назымбетова Г.Ш., Акынов Ж.А.

Институт зоологии РК, пр. аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан g.nazymbetova@mail.ru


Аннотация:

В статье представлены способы изготовления копий палеонтологических экспонатов, основанные на многолетнем опыте изготовления копий палеонтологических экспонатов. Предложенные методы позволяют избежать ошибок, улучшить качество экспонатов, сократить сроки их изготовления и увеличить срок службы. Настоящие методические рекомендации адресованы художникам-реставраторам, искусствоведам и музейным хранителям. Данные рекомендации основаны на многолетнем опыте обучения молодых специалистов необходимым профессиональным навыкам в ходе стажировок по изготовлению копий и реставрации палеонтологических ископаемых костей в Музее природы РГП «Ғылым ордасы» КН МНВО РК

Ключевые слова: Рестоврация, музей, копия, экспонат.

Скачать полную версию статьи в формате PDF:

Введение:

Цель музейных выставок – показать музейные предметы, ставшие экспонатами. Иногда наряду с оригиналами в качестве выставочного материала часто выступают копии музейных предметов. Первый музей литья (копий) был основан в 1827 году в Бонне. Наиболее известные музеи литья: Королевский музей Альбертины в Дрездене (расположен в перестроенном здании Арсенала с 1887 года), Музей изобразительных искусств в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Реплики – это предметы, специально изготовленные для демонстрации вместо музейных экспонатов. Копия воспроизводит основные черты оригинала. Размер, форма, цвет и фактура оригинала точно воспроизводятся муляжами, изготовленными из воска, папье-маше, пластика, гипса и других материалов.

Использование гипса как скульптурного материала известно с древних времен. Египтяне первыми использовали его для создания скульптурных портретов. Древнейшие гипсовые изделия были найдены в мастерских эпохи Эхнатона и датируются 40-ми годами 14 века. Эллинская эпоха создала новый метод работы с гипсом – литье. Эта технология значительно ускорила процесс создания скульптуры и позволила повторить готовые памятники. Именно эта техника является основополагающей (Николас Пенни [Nicholas Penny] 1993).

Для изготовления копии оригинал произведения, покрытый слоем глины и бумаги, покрывают штукатуркой, внутрь которой, если объем работы велик, помещают укрепляющие элементы. После затвердевания и снятия корпуса с оригинала устраняют мелкие дефекты полученной формы и сверлят отверстия для заливки художественной штукатурки (Одноралов [Одноралов] 1982). Копирование строго основано на оригинальной работе, но вы можете пропорционально изменить размер копии. Копию оригинала сделать непросто. Получающиеся объекты подобны точным копиям природных объектов. На первый взгляд, даже специалисты не замечают разницы.

Цель написания данной статьи – предоставить информацию о методическом описании технического изготовления копий музейных экспонатов, основных этапах работы, необходимых материалах и инструментах.

Литература:

Nicholas Penny 1993. The Materials of Sculpture. Yale University Press. 318 р.

Одноралов Н.В. 1982. Скульптура и скульптурные материалы. Москва: Изобразительное искусство. 224 с.

ru_RUРусский